Финансовая грамотность

29.11.2019

Программа «Азбука финансов»

Программа предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, с детьми и учителями начальной школы, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность программы:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Календарный план. Финансовая грамотность. Старшая группа,подготовительная группа.

Месяц

Тема НОД

Цель

Материалы и оборудование

Основные понятия

Октябрь. Сентябрь.

1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.

Развивать представ-ление о том, что труд является средством удовлетворения пот-ребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка «Предметы труда», цветные карандаши, ноутбук.

Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги.

2. Азбука юного финансиста. (совместное мероприятие со школой)

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Карточки «Валюта поросят», весы, мольберт, ноутбук.

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

3. Откуда пришли деньги?

Формировать элемен-тарные экономические представления. Позна-комить с историей денег.

Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам «Дудочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зернышко», ноутбук, раскраска карандаши.

Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги.

4.Исследовательская работа по математике: Меры длины на Руси. Исследовательский проект «Копейка рубль бережет)

Формировать первичные представления о семейном бюджете

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта,

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

5. Деньги. Банки.(совместное мероприятие со школой)

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег и их важности.

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка.

Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номи-нал, пластиковая карта, банк, наличные деньги, безналич-ный расчет, доходы, кредиты.Игра в банк.

Ноябрь.

6. Валюта — деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги.

Формировать первич-ные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Ноутбук, изображения денег других стран, альбом «Деньги», карта мира.

Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег.

7. Цена на товары и услуги.

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Ноутбук, презентация «Качественный ли товар?», муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов.

Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги.

8.Реализация проекта со школой по направлению «Финансовая грамотность» «Деньги-помощники»

Закрепить элемен-тарные экономические представления.

Ноутбук, изображения денег, альбом «Деньги»,

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

9. Исследовательская работа по математике: Как я был бухгалтером».

Обобщить знания об источниках дохода

монеты и купюры, пластиковая карта,

Планирование, приоритет-ность, потребности, финансовые возможности.

Декабрь.

10. Семейный бюджет.

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Ноутбук, презентация «Семейный бюджет», раз-даточный материал, альбом «Моя семья», карточ-ки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритет-ность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги.

Январь

11. Чем пахнут ремесла?

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Ноутбук, презентация «Профессии», картинки с изображением предметов труда

Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата.

Февраль

12. «Хочу» и «надо».

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планиро-вании семьи, разумных покупках.

Ноутбук, презентация «Потребности человека», картинки на тему «Экономим воду, электроэнергию и газ».

Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения.

13. Источники дохода.

Обобщить знания об источниках дохода семьи.

Карточки-схемы по теме «Доходы семьи», деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом «Моя семья».

Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, «всем миром».

Апрель

14. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?(совместное мероприятие со школой)

Формировать первичные представле-ния о возможности избегать лишней траты денег.

Ноутбук, презентация «Реклама», рекламные листовки, буклеты.

Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки.

Викторина на закрепление материала

Май

15. Что важнее денег?

Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Ноутбук, презентация «Что важнее денег?»

Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый.

Работа с семьей

«Информационно-методическое сопровождение работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»,

Консультация

« Как рассказать ребенку о деньгах?»

Проект по экономическому воспитанию «Экономика — жизнь и игра»с участие родителей

Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи»

Конкурс -выставка «История денег»

Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена».

Проект «Что такое семейный бюджет»

Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Проект «Моя копилка»

Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии».

Проект «Карманные деньги у детей»

Источники:

-Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука финансов» разработана Власюк М.П.

— «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования» / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.

-«Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» (для дошкольников)». Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. — Калининград, 2013.

— «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей». Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. .

— «Финансовая грамотность в мудрости народной». Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.

-Сказки о деньгах.

-«Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. — г. Усолье — Сибирское, 2010.