Программа «Азбука финансов»
Программа предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, с детьми и учителями начальной школы, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.
Актуальность программы:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Календарный план. Финансовая грамотность. Старшая группа,подготовительная группа.
Месяц |
Тема НОД |
Цель |
Материалы и оборудование |
Основные понятия |
|||||||
Октябрь. Сентябрь. |
1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда. |
Развивать представ-ление о том, что труд является средством удовлетворения пот-ребностей человека и источником дохода. |
Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка «Предметы труда», цветные карандаши, ноутбук. |
Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги. |
|||||||
2. Азбука юного финансиста. (совместное мероприятие со школой) |
Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег. |
Карточки «Валюта поросят», весы, мольберт, ноутбук. |
Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход. |
||||||||
3. Откуда пришли деньги? |
Формировать элемен-тарные экономические представления. Позна-комить с историей денег. |
Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам «Дудочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зернышко», ноутбук, раскраска карандаши. |
Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги. |
||||||||
4.Исследовательская работа по математике: Меры длины на Руси. Исследовательский проект «Копейка рубль бережет) |
Формировать первичные представления о семейном бюджете |
Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, |
Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход. |
||||||||
5. Деньги. Банки.(совместное мероприятие со школой) |
Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег и их важности.
|
Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка. |
Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номи-нал, пластиковая карта, банк, наличные деньги, безналич-ный расчет, доходы, кредиты.Игра в банк. |
||||||||
Ноябрь. |
6. Валюта — деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги. |
Формировать первич-ные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. |
Ноутбук, изображения денег других стран, альбом «Деньги», карта мира. |
Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег. |
|||||||
7. Цена на товары и услуги. |
Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. |
Ноутбук, презентация «Качественный ли товар?», муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов. |
Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги. |
||||||||
8.Реализация проекта со школой по направлению «Финансовая грамотность» «Деньги-помощники» |
Закрепить элемен-тарные экономические представления. |
Ноутбук, изображения денег, альбом «Деньги», |
Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход. |
||||||||
9. Исследовательская работа по математике: Как я был бухгалтером». |
Обобщить знания об источниках дохода |
монеты и купюры, пластиковая карта, |
Планирование, приоритет-ность, потребности, финансовые возможности. |
||||||||
Декабрь. |
10. Семейный бюджет. |
Формировать первичные представления о семейном бюджете. |
Ноутбук, презентация «Семейный бюджет», раз-даточный материал, альбом «Моя семья», карточ-ки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. |
Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритет-ность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги. |
Январь |
11. Чем пахнут ремесла? |
Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. |
Ноутбук, презентация «Профессии», картинки с изображением предметов труда |
Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата. |
Февраль |
12. «Хочу» и «надо». |
Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планиро-вании семьи, разумных покупках. |
Ноутбук, презентация «Потребности человека», картинки на тему «Экономим воду, электроэнергию и газ». |
Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения. |
13. Источники дохода. |
Обобщить знания об источниках дохода семьи. |
Карточки-схемы по теме «Доходы семьи», деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом «Моя семья». |
Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, «всем миром». |
Апрель |
14. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?(совместное мероприятие со школой) |
Формировать первичные представле-ния о возможности избегать лишней траты денег. |
Ноутбук, презентация «Реклама», рекламные листовки, буклеты. |
Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки. Викторина на закрепление материала |
Май |
15. Что важнее денег? |
Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. |
Ноутбук, презентация «Что важнее денег?» |
Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый. |
Работа с семьей «Информационно-методическое сопровождение работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», |
Консультация « Как рассказать ребенку о деньгах?» Проект по экономическому воспитанию «Экономика — жизнь и игра»с участие родителей |
Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи» Конкурс -выставка «История денег» |
Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена». Проект «Что такое семейный бюджет» |
Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» Проект «Моя копилка» |
Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии». |
Проект «Карманные деньги у детей» |
Источники:
-Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука финансов» разработана Власюк М.П.
— «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования» / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.
-«Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» (для дошкольников)». Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. — Калининград, 2013.
— «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей». Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. .
— «Финансовая грамотность в мудрости народной». Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.
-Сказки о деньгах.
-«Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. — г. Усолье — Сибирское, 2010.